Внутри каждого предприятия ежедневно создается и хранится масса информации. Часть сведений доступна, другая же часть держится в секрете и должна быть известна лишь тесному кругу лиц. Разглашение конфиденциальной информации представляет реальную угрозу для компании. Поэтому существуют понятия коммерческой тайны и ответственности за ее разглашение, регулируемые законом РФ.
По сути, коммерческая тайна – это особый режим охраны конфиденциальных сведений, который снижает риск внезапных финансовых потерь, защищает от незаконной деятельности конкурентов. Все это повышает рентабельность фирмы и способствует ее успешному развитию.
Разглашение коммерческой тайны несет в себе следующие угрозы:
Так как бизнес – это конкурентная борьба, многие владельцы компаний не считают разведывательную работу в тылу своих конкурентов чем-то зазорным. Часть методов добывания сведений о других игроках рынка не запрещена законом. Если вы, к примеру, анализируете пресс-релизы, рекламные кампании, стратегию поведения на рынке фирмы-конкурента, по закону это не будет считаться противозаконным. Но некоторые бизнесмены считают нормальным явлением и эффективным инструментом другие схемы, которые являются незаконными и подходят под определение «промышленный шпионаж».
Человеческий фактор – наиболее часто встречаемая причина рассекречивания конфиденциальной информации. По долгу службы люди имеют доступ к важным сведениям, что делает их уязвимыми перед «разведкой» конкурентов. Неформальное общение и распитие алкоголя по статистике чаще всего становятся причиной утечки сведений (32%). Чуть менее распространена причина, состоящая в желании сотрудников дополнительно подзаработать на передаче секретных данных (24%). Оставшиеся части делят между собой:
Нельзя игнорировать и неодушевленные носители информации. Компьютерная сеть – одно из уязвимых мест фирмы, так как ее можно взломать. Беспорядок в документации также может подставить руководство под удар, особенно с учетом наличия в офисе копировальной техники. Не стоит забывать и о замаскированных «жучках», микрофонах и других технических способах добывания нужных данных. При современных темпах развития техники таких способов существует предостаточно.
Чтобы какие-либо сведения могли охраняться по закону как коммерческая тайна, они должны соответствовать ряду параметров:
Перед тем, как право на коммерческую тайну вступает в силу, должно быть установлено, что в соответствии с законодательством РФ данные сведения принадлежат одному обладателю по принципу монополии. Далее в специальном документе «Положение о коммерческой тайне» прописывается регламент соблюдения этого особого режима хранения конфиденциальной информации на конкретном предприятии. Как только меры, прописанные в этом документе, начинают реализовываться, вступает в действие право на коммерческую тайну.
Лиц, нарушивших это право, можно привлечь к ответственности. В зависимости от степени серьезности нарушения может быть применена:
Режим коммерческой тайны не ограничен по сроку действия. Пока сведения продолжают иметь значение конфиденциальных, он может действовать сколь угодно долго.
Чтобы особый режим конфиденциальности работал, проводятся специальные мероприятия. Меры подразделяют на два вида – внутренние и внешние.
Внутренние меры делятся на правовые и организационные. Правовые подразумевают включение правил о неразглашении коммерческой тайны в договора компании, взятие расписок с сотрудников о том, что они обязаны соблюдать режим конфиденциальности и будут нести ответственность в случае его нарушения.
Организационные представлены такими мерами:
Внешние меры делятся на:
Также проводятся различные мероприятия, обеспечивающие:
Есть много методов информационной защиты. В зависимости от необходимости можно обойтись не очень масштабными мероприятиями или официальным оформлением режима коммерческой тайны для особо секретной информации. Соблюдение регламента потребует дополнительных ресурсов, поэтому стоит хорошо подумать – нужно это компании или нет.